Сценарий ко Дню неизвестного солдата в доме культуры | |
Ход классного часа
I. Вступительное слово Сегодня мы собрались на классном часу, посвященном войнам-интернационалистам. Тема классного часа — Солдат войны не выбирает. Слайд 1. Солдат войны не выбирает Эпиграфом нашего занятия послужат слова автора книги о Чеченской войне Алексея Новицкого Слайд 2. Пусть история всех нас рассудит И оценку пусть каждому даст. Пусть о павших никто не забудет, Пусть хоть кто-то расскажет про нас. Алексей Новицкий I. «ХХ столетие» Ведущий 1: XX столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война так или иначе задела каждое поколение — кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших. Отсчёт мирным вёснам мы ведём с 9 мая 1945 года. ВИДЕО (отрывки видеофрагментов о Великой Отечественной войне, Победе). Ведущий 2: Великая Отечественная война. В ночь на 22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину. Запричитала, застонала вся Земля наша. Заголосила раненая Родина. И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери. А нынче мы встречали уже шестьдесят четвертую мирную весну... Ведущий 1: Много это или мало? Много, если вспомнить, каким коротким был срок между первой мировой войной и началом второй. Мало, до боли мало, если задуматься над историей и судьбой человечества. В сущности, только два поколения выросло за 60 лет: дети тех, кто родился в 45-м, только-только становились школьниками,.. На экране высвечивается 1979 г. Слайд 3. 1979 Ведущий 2: Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись. И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская война. Видео (видеофрагмент военных действий в Афганистане). Чтец 1. Туда, как в бездну, гонят эшелоны. Вновь погибать мужчинам на Руси. А вслед летят родительские стоны, Прости их господи! Помилуй и спаси! Слайд 4. Ввод советских войск в Афганистан. 1 чтец: После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах. В 1973 г. в Афганистане была свернута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха — Закир Шах Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. 27-28 апреля 1978 г. воинские части верные прокоммунистической НДПА свергли и убили Дауда. На весь мир было объявлено, что это революция, причем социалистическая. Этот военный переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет. 2-й чтец; Находившиеся в стране военные советники знали о подготовке переворота, но не получили приказ предупредить Дауда. Наоборот, представители КГБ дали понять руководителям переворота, что в случае успеха признание и помощь гарантируется. В Кремле надеялись обрести в Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану. И вот 12 декабря 1979 г. на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение — ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить! (Звучит песня про Афганистан). 3-й чтец: Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как союзную помощь поддержку, а другая, — со временем усиливавшаяся и разраставшаяся, — как агрессию и навязывание чужих порядков. Юноша: Афганистан живет в моей душе, Мне слышатся бессонными ночами Стихи о нем и в гневе и печали, И выстрелы на дальнем рубеже, Где завершится наш последний бой, Последний враг ничком на землю ляжет И чья-то мать слова простые скажет, А те слова услышим мы с тобой. Афганистан болит в моей душе. И все, кого я встретил и не встретил, Пусть долго будут жить на этом свете, Как тишина на дальнем рубеже. Ведущий 1: Ограниченный контингент наших войск пришёл в Афганистан, когда уже горели мечети, школы. Многое поняли, Многое пережили. Многому научились. Накопилось знание, Не только военное. В душах, характерах появилось объединяющее всех, военных и невоенных, кто прошел Афганистан, особое "афганское братство, афганская дружба". Ведущий 2: Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу. Юноша: По призыву вы пошли, ребята. Из-за парты и от станка. Служили два года в Афганистане Сегодня гордится вами страна! Девушка: И на подвиги шли беззаветно. Обретали бессмертие в огне. Так взрослели ровесники наши На афганской земле. Ведущий 1. На территории села Далисичи есть люди, побывавшие на этой страшной войне. (учащиеся рассказывают о своих земляках). Слайд 5. Блоха Николай Васильевич, Мазур Владимир Васильевич, Лагутенко Александр Михайлович, Мазур Иван Васильевич, Бабин Александр Иванович. Девушка: Время выбрало вас, Закружило в афганской метели, вас позвали друзья в грозный час, вы особую форму надели. И в огне горных трудных дорог Своей кровью кропили походы, Не заметили в вихре тревог, Как минуты прессуются в годы. Верность, доблесть, отвага и честь — Эти качества не напоказ. У Отчизны героев не счесть. Время выбрало вас! Ведущий 1: Эта длинная, жестокая война закончилась 15 февраля 1989 года, после достижения соглашения о мирном урегулировании. Наши войска были выведены из Афганистана. Ведущий 2: Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее солдаты и офицеры. Ведущий 1: Но только память о далёкой Афганской войне жива, и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья. Ведущий 2: Стало доброй традицией собираться всем афганцам в этот памятный день вместе. Ведь героизм и есть добросовестное выполнение до конца и в любых условиях своего долга — человеческого, воинского. Ведущий 1. Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 года началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Еще не стихла боль Афганистана. Еще в плену томятся сыновья. А у России вновь открылась рана. С названием пронзительным — Чечня. Слайд 6. 1994 Показ видео сюжета Ведущий 2: Власть в Чечне насильственно захватывает генерал Дудаев со своими сообщниками. С территории Чечни совершались набеги на российские регионы, захватывались заложники. В республике содержались тысячи рабов. Чеченские террористы организовывали взрывы в российских городах. Буденовок и Первомайск... Это страшно! Страдает мирное население. Гибнут там и наши ребята. Ведущий 1: Боевики захватили заложников в Москве в театральном центре на ул. Дубровка. Здание было взято штурмом российскими силовыми структурами. Все это мы не должны забывать. Забыть все это — значит предать память о людях, погибших за свободу и счастье нашей Родины. Ведущий 2: Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Поэтому защита родной земли — обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Людям даются почетные звания, но самое почетное из них — защитник Родины. (Звучит песня про Чечню). ... Не плачь, солдат. Слезу утри. Войну ты видел изнутри. При свете матовом ракеты Домов разрушенных скелеты, Боевиков чеченских группы, Полураздавленные трупы. Жил на сухих харчах казённых, Видал своих друзей казнённых... ... На меня глядят сердито. Видно, кто-то не поймёт, Что Дудай клеймо бандита Наложил на свой народ. ... То Будённовск, то Кизляр... Вновь бандит больницу взял. Снова слёзы, снова пули. Сколько горя мы хлебнули! 1 ведущий: В Чечне идет война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования состоят из трех частей: это собственно вооруженные формирования Дудаева. Это армия, хорошо обученная, профессиональная и хорошо вооруженная... Вторая часть — подразделения народного ополчения. Они также хорошо вооружены и имеют профессиональных и хорошо подготовленных командиров. Но солдаты в этих подразделениях в основном крестьяне. Третья часть разрозненные, но многочисленные народные мстители. Это так называемые вольные стрелки. Это люди, которые выходят на войну в свободное от работы время, как на охоту, правило, это те, у кого в этой войне погибли родственники или были разрушены дома, или те, кто имеет какие-либо обиды на русских. 2 ведущий: Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда, а если и узнаем, то не скоро! По-разному мы к ней относимся. Но все мы единодушны в утверждении: «Не должны гибнуть там наши солдаты — 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых может быть, кто-то из нас знал. К бессмертному подвигу, не как на вершину идут, от ступени к ступени, к бессмертью взлетают, подобно пылающим птицам себя целиком отдавая, а не по частицам. (Учащиеся рассказывают о войнам — земляках, участвующих в Чеченской войне). Слайд 7. Земляков Александр Михайлович, Клещев Игорь Викторович, Солодухо Николай Евгеньевич, Солодухо Николай Михайлович. Ведущий 1Мы вспомнили о военных событиях XX — XXI столетия. Никто не знает , какому еще поколению уготовала судьба учувствовать в военных событиях. Ведущий 2. Предлагаю обсудить некоторые позиции о войнах XX — XXI вв. 1. Я не знаю, зачем и кому это нужно. 2. Нет, в этом не было смысла. 3. Да, это было необходимо. 4. Это воинский долг, и это не обсуждается. Звучит песня «То, что я должен сказать» (муз и сл. А. Вертинского) в исп. Ж. Бичевской 1-й Ведущий: На этот вопрос, зачем и кому это нужно, наверное, не может быть однозначного ответа. Прошу высказаться тех, кто представляет данную точку зрения... (После выступлений ведущий подводит итог сказанному.) Звучит песня «За того пария» (муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождественского). 2-й Ведущий: : «Нет, в этом не было смысла» — предлагаем обсудить и эту точку зрения. Как нельзя лучше, позицию этого сектора выражают следующие строки: Что теперь с нами стало, как Россия устала. И какая еще ждет Россию война? Мне не хочется крови и не надо нам славы, Нас так мало осталось, а Россия одна... (Идет обсуждение). 1-й Ведущий: А теперь предлагаем к обсуждению следующую точку зрения: «Да, это было необходимо». В исполнении кадет звучит песня А. Розенбаума «Черный тюльпан». 1 ведущий. Война — явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. 2 ведущий.В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам — чувство великое и необходимое, чувство долга. Неслучайно и наш разговор логически подошел к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах — это воинский долг и это не обсуждается. Обсудим следующую позицию: «Это воинский долг, и это не обсуждается». 1-й Ведущий: Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Ведь подвиг воина -это подвиг веры, долга, присяги, 2-й Ведущий: Пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и «чеченцах» и упреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывающие о силе духа и мужестве солдат. 1-й Ведущий: Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути тех испытаний, и надо учиться преодолевать их. 2-й Ведущий. Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо, столько и пройдет. Выстраиваются юнармейцы. Они читают по очереди стихи. Словно в гранате, шеренга солдат, Пальцы до боли сжимают приклад, 2. Воин, ты клятву Родине дал — Эти слова раскаленный металл! 3. Ты на посту охраняешь покой Нашего детства, отчизны родной. 4. Чтобы навеки забыла страна 5. Грохот разрядов и слово "война". 6. Счастьем светились бы лица детей. 7. Высохли слезы в глазах матерей. 8. Смело дерзая, жила молодежь. 9. Силу возимую выучкой множь. Помни об этом и свято храни Радость и славу родимой земли. 10. Помни, солдат, и в труде, и в бою Эту священную клятву свою. 11 Сурова воинская служба. Но крепче скал народов дружба. 12. Опасны выстрелы во мгле Во имя мира на земле. 13. Свободу гор от банд спасая, В гранит их крепкий на века Строку бессмертную вписали Российские войска. 14. Служили по чести И были достойны, Овеянных славой Армейских знамен! Оплоту Отчизны, Вам воины-интернационалисты От чистого сердца Все: Наш низкий поклон. Ведущий 2. Последние слова о материях воинах-интернационалистов. Ведущий 1. Спасибо за работу. До свидания! | |
Категория: Разные | |