Сценарий ко Дню неизвестного солдата в доу | |
Ход урока
I Организационный момент Прозвенел звонок. Все спокойны, добры, готовы работать. Сейчас у нас урок русского языка. «С русским языком можно творить чудеса» — так высказался К. Паустовский. Желаю вам хорошего настроения и новых открытий. II Чистописание -Урок мы начинаем с чистописания. А зачем нужно чистописание? - (Ответы детей) -Чтобы узнать, над какими соединениями нужно поработать, разгадайте кроссворд. 1. Неожиданный подарок. 2. Устройство для катания по кругу, с сиденьями. 3. Звуки во время грозы. 4. Утренняя еда. 5. Изображение человека на картине, фотографии. 1 с ю р п р и з 2 к а р у с е л ь 3 г р о м 4 з а в т р а к 5 п о р т р е т - Посмотрите внимательно, какая буква есть во всех словах? - (эр) - Напишите сочетания ри, ру, ро, ра, ре. - Рассмотрите разгаданный кроссворд. Прочтите, что получилось? - (Слово) - Прочтите пословицу. - (Ветер горы разрушает — слово народы поднимает.) - Как вы её понимаете? - (Ответы детей) - Слово — великое оружие жизни. Словом можно обрадовать, объединить, поддержать, а можно огорчить, обидеть, разобщить. Относитесь внимательно к сказанным вами словам. Запишите пословицу. III Актуализация знаний - Назовите два признака слова. - (Слово состоит из звуков и имеет значение) - Какой раздел русского языка изучает слова и их значение? - (Лексика) Слайд 1. - Какие вопросы раздела уже изучали? Слайд 2. - (Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова) - Где можно узнать лексическое значение слова? - (В толковом словаре) Слайд 3. - Сегодня на уроке продолжим изучение этого раздела и постараемся раскрыть ещё один из вопросов. (Слайд 4) А сейчас вспомните: - Какие слова называются однозначными? - (Слова, которые имеют одно значение) Слайд 5. - Какие слова называют многозначными? - (Слова, которые имеют два или более значений) Слайд 6. IV Сообщение темы и постановка целей урока 1. Сообщение темы урока. - Сегодня продолжим изучение многозначных слов. Прочтите название темы на странице 33. - (Как появляются многозначные слова) 2. Постановка целей урока. - Рассмотрите содержание урока. Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать? - (Должны узнать, как появляются значения у слова, учиться объяснять значения слов, правильно употреблять слова в речи.) IV Работа над новым материалом 1) Беседа по выявлению многозначности у слова. - Прочтите значения слова «кисть» (Слайд 7) - ( …) - В чём особенность в лексическом значении в этих многозначных словах? - (Они похожи по форме) - Внимание, значения возникают на основе сходства предметов. (На доске появляется запись «сходство предметов») - Прочтите следующее слово. (Слайд 8) - (Барабанить) - Какое значение оно имеет? - (Ответы детей) (Продолжение показа слайда 8) - Какое сходство наблюдаем здесь? - (Похожи по действию) - Следующий признак появления многозначных слов– сходство по действию. (На доске появляется запись «сходство по действию») 2) Работа по учебнику по выявлению многозначности у слова. - Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34. - (Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.) - Объясните значения выделенных слов. - ( Иголка — швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Иголка — листья ели и сосны) - Почему у слова «иголка» появилось много значений? - (Они похожи по форме) - Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34 внизу. - (Туристы идут в поход. Часы идут правильно.) - Объясните значения выделенных слов. - (Идут — двигаются, переступая ногами куда-нибудь. Идут — о механизме: быть в действии.) - Почему у слова «идут» появилось много значений? - (Сходство по действию) - Рассмотрите рисунки 3, 4 и прочтите подписи-предложения. - (Учёные — археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.) - Объясните значения выделенных слов. - (Золотая — изделие из металла жёлтого цвета. Золотая — цвета золота, блестяще-жёлтая.) - На каком основании появилось много значений у слова «золотая»? - (Сходство по признаку.) (На доске появляется запись «сходство по признаку») - Сделайте вывод, когда у слова появляются другие значения. (Учащиеся работают с рубрикой «Открываем тайны языка») 3) Работа со словарём. - Откройте учебник на странице 144. Найдите многозначные слова. Как они обозначаются в словаре? (Слайд 9) Физкультминутка У. Раз, два! (Маршируют на месте) Д. Три, четыре! У. Три, четыре! Д. Раз, два! У. Кто шагает дружно в ряд? Д. Боевой отряд ребят. У. Всем, всем. Д. Добрый день! (Хлопают рука об руку) У. Прочь с дороги нашей. (Машут в правую сторону) Д. Лень! У. Не мешай! (Взмах в левую сторону) Д. Трудиться. (изображают забивание гвоздя) У. Не уступим мы нигде- (Мах рукой) Д. Ни в учёбе, ни в труде. 4) Наблюдение за значениями многозначного слова. Упражнение 1. Страница 35. - Объясните значения выделенных слов. - (Хвост зайца — задняя часть тела животного. Стальная проволока — из твёрдого прочного металла. Золотое украшение — из драгоценного, благородного, редкого металла жёлтого цвета.) - Почему можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце? - (Хвост очереди — вереница людей, стоящих друг за другом. Стальная воля — очень сильная, крепкая. Золотое сердце — доброе, отзывчивое, чуткое, благородное.) - Слово «золотое» в сочетании со словом «сердце» впитывает в себя свойства этого благородного металла, его положительный смысл. - Смысл слова «золотое» в словосочетании «золотое сердце» появился в результате переноса признака с одного предмета на другой. - Так как же ещё могут появляться многозначные слова? - (В результате переноса значения с одного предмета на другой) - Поэтому в русском языке появляются слова в переносном значении. (Слайд 10) 5) Знакомство с прямым и переносным значением слов. - При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными. Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении). Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т.д.) на другой, в чем-либо сходный с ним. - Какие слова в переносном смысле вы можете назвать? - (Ответы детей) 6) Составление и запись предложений со словами, употреблёнными в переносном значении. - Составьте предложения со словом «золотой» так, чтобы оно употреблялось в переносном значении. - (У моей мамы золотое сердце. У этого мастера золотые руки.) 7) Определение предложений употреблённых в прямом и переносном смыслах. Работа в парах. (Слайд 11) Ребята ИДУТ в школу. Часы ИДУТ без отставания. Катя УБЕЖАЛА от подруг. У мамы УБЕЖАЛО молоко. Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко. Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки. В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь. У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье. - 1 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употребляются в прямом смысле, 2 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении. 8) Проверка самостоятельной работы. Самопроверка. (Слайд 12) Ребята ИДУТ в школу. Часы ИДУТ без отставания. Катя УБЕЖАЛА от подруг. У мамы УБЕЖАЛО молоко. Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко. Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки. В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь. У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье. 9) Знакомство с новым механизмом появления у слова новых значений. Работа по учебнику на странице 36. - Рассмотрите рисунки. Прочтите подписи-предложения к ним. В каких предложениях слова употреблены в прямом смысле, а в каких в переносном. - (В нашем классе много цветов. Класс- школьная комната. Класс внимательно слушал учителя. Класс — группа учеников одного возраста, проходящая один и тот же предмет.) -(Маша случайно разбила тарелку. Тарелка — посуда с плоским дном и широкими краями. Я съел две тарелки. Тарелка — то, что находится в тарелке.) - Когда ещё у слова появляется переносное значение. - (Ответы детей) 10) Работа с рубрикой «Открываем тайны языка» на странице 36. - (У слова появляются другие — переносные значения, если оно, например, называет: помещение и тех, кто в нём находится; посуду и то, что в ней находится.) V Итог: -Что нового вы узнали на уроке? - Так как появляются многозначные слова? - (На основании сходства предметов, признаков, действий, переноса значения с одного предмета на другой, и когда называют одним словом помещение и тех, кто в нём находится, посуду и то, что в ней находится. Выставление оценок. VI Домашнее задание. | |
Категория: Разные | |